среда, 10 февраля 2016 г.

«Можно попросить Нину?» - Спектакль

Рецензия на спектакль «Можно попросить Нину?» поставленный Детским музыкально-драматический театром из Нягани. Режиссер Роман Каганович. Показаным в Санкт-Петербурке в рамках фестиваля «Пять вечеров». Осторожно, под катом спойлеры.

В программе театрального фестиваля имени А. Володина, «Пять вечеров», в этом году принимал участие театр из далекой Сибири со спектаклем по мотивам рассказа К. Булычева.
После просмотра спектакля остается странное впечатление… Все действие распадается на идущие друг за другом неудачные режиссерские ходы и интересные, берущие за душу находки.

В спектакле режиссер убирает очень личностный и интимный характер рассказа Булычева в стремлении осовременит пьесу, сделать ее понятной сегодняшним зрителям (прежде всего подросткам). Произведение Булычева – это постепенное путешествие в прошлое. Герой рассказа, Вадим Николаевич из 1982, нескоро понимает, куда он звонит и с кем говорит. А говорит он не просто с девочкой Ниной из осажденного города, но с самим собой, мальчишкой, росшим в блокаду. В спектакле Нину и Вадима Николаевича разделяет больше лет, чем в рассказе. И хотя герой также рьяно хочет помочь Нине, как и персонаж рассказа, но из-за отсутствия близкой связи между персонажами конец спектакля не производит такого же впечатления как конец рассказа.

Однако очень верно подобраны на роли главных персонажей актеры. Очень выразительно выглядит подросток-Нина, Вадим Николаевич и совсем не выявлен образ Нины из 2016 года. Сомнительной выглядит трактовка режиссером образа Вадима Николаевича как человека поверхностного, пьяного, слишком внезапно трезвеющего во время разговора с Ниной. В интерпретации Кагановича, Вадим Николаевич – поэт. Пару раз он сочиняет нескладные стихи, резко контрастирующие в своей слабости со стихами Берггольц.

Из положительного хочется особенно отметить, как в спектакле обыграно сценическое пространство. Авансцена заполнена множеством телефонных трубок, с характерными витыми шнурами, а место в середине сцены разделено вертящейся стеклянной дверью в потертой белесой раме. С разных сторон этой двери и существуют персонажи двух временных отрезков, зимы 1942 и зимы 2016, но они не видят, не слышат друг друга. Только странные телефонные звонки соединяют их. Вернее, только двоих – девочку Нину и Вадима Николаевича. В спектакле ещё есть и третий персонаж, женщина Нина из 2016 г., возлюбленная главного героя. Именно в попытке дозвониться ей, немного под шафе, небрежно просушивая голову полотенцем, Вадим Николаеви волей случая попадает в блокадный Ленинград. Со временем, проникнувшись сочувствием к девочке-подростку, и теряя возможность позвонить ей, герой запутывается в телефонных проводах, а вернее в собственном бессилии. Так как главный герой не может помочь Нине ничем, кроме как сообщить о потерянной его дедушкой в 1942 в одном из дворов продовольственной карточки, и страхе, ведь связь оборвалась внезапно, и вдруг девочка его не услышала…

Время от времени актеры, исполняющие роли главных персонажей, читают стихотворения О. Берггольц. Однако, соединение лиричного повествования Булычева и тяжелых стихотворений Берггольц, не дают гармоничного образа. Напротив, повествование спектакля разбивается для зрителя в разные плоскости – здесь он сочувствует героям одного автора, там проникается строками другого. Но режиссеру такое соединение кажется необходимым, чтобы дать представление юным зрителям о тяжелых блокадных буднях и героических поступках людей.
Посыл и идея Кагановича просты и в принципе понятны. Но не все приемы и ходы выбраны режиссером верно для выражения его идей. Осовременивание пьесы не всегда гарантия что ее поймет зрительская аудитория, как и соединение столь разных произведений – рассказа Булычева и поэзии Берггольц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий